Алексей Соломатин (solomatin) wrote,
Алексей Соломатин
solomatin

Внутренний расклад шоу-бизнеса. Изнанка. Почему на концерты дикие цены и нет нормальной музыки?

Все, что рассказано ниже может кого-то сильно удивить. Мало кто может(или имеет желание) поделиться внутренним устройством нашего шоу-бизнеса. Речь пойдет о небольших концертах в клубах, куда основная часть молодежи ходит чаще, чем на постановочные большие шоу. Почему нет нормальной музыки и групп? Сегодня Вы получите многие ответы на вопросы....





Поскольку я тоже косвенно связан с концертной деятельностью и у меня много друзей-музыкантов, считаю просто необходимым опубликовать полный текст поста одного из участника "процесса" по организации концертов. Его зовут Василий Салий. Текст опубликован с согласия автора.

________________

"Полезное чтиво для ВСЕХ, кто ходит на концерты. Откуда берутся "дикие" цены за билеты тоже написано. Что с этим можно сделать — тоже.
________________

ВАЖНО: всё нижесказанное не очень относится к коммерческим концертам на 1000+ человек, т.к. там несколько другая история взаимоотношений. Кроме концертов отечественных артистов "за 100 рублей" в больших клубах, о них — отдельной строкой ниже.

Есть клуб/бар/кабак. Он зарабатывает на выручке с продажи еды и напитков внутри, иногда — на аренде. В редких случаях — на дельте между продажей билетов и гонораром артиста. Есть артист. Он зарабатывает на продаже билетов (иногда за вычетом аренды) и мерча (фирменной продукции — диски, футболки, браслеты, плакаты etc.). В редких случаях — получает фиксированный гонорар или гонорар, привязанный к выручке клуба/бара/кабака (второе чаще при бесплатных концертах).

Есть промоутер — в клубе обычно эта должность называется арт-директор. Реже — у клуба есть целая промо-группа, в состав которой входит и пиарщик, и smm-щик, и арт-директор и ещё кто-нибудь (такую роскошь может позволить себе большой клуб типа 16 тонн или Yotaspace). Задача промоутера (или промо-группы) от клуба — найти артиста, на которого ходит "пьющая" публика (первая и главная задача арт-директора) и уведомить максимально возможное (в рамках ограниченного бюджета — как правило, бюджета нет совсем) людей о концерте (вторая и второстепенная задача арт-директора, первая и главная задача пиарщиков).

Нюанс — "не пьющая" публика клубам не нужна, именно поэтому в этих самых клубах чаще играют ska-punk и старпёры, чем замысловатые идейные штуки. Даже если речь идёт о каких-то арендных отношениях.

У артиста (иногда) тоже есть промоутер — обычно речь идёт о директоре группы. Это рубаха-парень (или бой-баба) который занимается всеми организационными моментами — иногда, начиная от репетиций и, зачастую, заканчивая всеми выступлениями группы. Как правило, его интерес — шиш без масла, либо (в лучшем случае) совместные пьянки за счёт артистов.

В случае, если на артиста ходит достаточно много пьющей публики, директор может жить достойно — получая 10-30% с гонораров (или сборов) группы и 5-10% с выручки клубов. Но почти на всех артистах, которых нужно слушать пьют мало. Поэтому задача промоутера от такой группы (в плане концертов) найти и заинтересовать площадку, которая готова на каких-то компромиссных условиях отдать может быть не лучшую (или горящую) дату с надеждой на то, что они смогут заработать хоть сколько-нибудь денег с бара и что-нибудь получить с билетов (обычно клубы забирают от 10 до 30% с продаж). Либо брать помещение в аренду, что для групп, которые собирают до 500 человек, либо бессмысленно, либо не подъёмно (по крайней мере, в Москве).

Оговорка: все "аренды" клубов за 5, 10, 20 тысяч рублей по сути — видоизмененные условия процентной схемы сотрудничества для гарантированного покрытия расходов клуба на персонал. Для понимания: примерные расходы небольшого клуба в Москве на персонал за время концерта в январе 2016 года — около 10000 рублей + свет + аренда. Соответственно, если на артиста приходит около 100 человек по 300 рублей, а условия работы 80/20%, то клубу не выгодно проводить такой концерт изначально. Конечно, если публика "не пьющая".

Ах да, есть ещё билетные кассы, налоги и прочая херня, свойственная "алкогольному" бизнесу в России... Ну, вы поняли.

Т.е. у нас выстраивается следующая система взаимоотношений (упрощённо):

1) Зритель платит за билет
2) Деньги за билет идут:
— агрегатору — всякие kassir, ponominalu и т.п. (3-10%)
— площадке (20-30% от остатка) минус налоги
— промоутеру (10-30% от остатка) минус налоги
— артисту (то, что остаётся) минус налоги
3) Зритель приходит на концерт, что-то пьёт и кушает
4) Деньги идут:
— на закупку этих самых еды и напитков
— на то, чтобы отбить "входные" затраты (на столы, стулья, стойку, стаканы и т.д.)
— на аренду самого помещения клуба
— на оплату персонала, в т.ч. административного (да, у клуба есть бухгалтер!)
— на налоги
— на лицензии, амортизацию оборудования, закупку нового и прочую "жизнь" клуба;
— на всякие непредвиденные расходы, что в России — норма
— промоутеру/группе, если что-то остаётся и это можно вменяемо поделить

Зачем я всё это написал?
Зритель и слушатель, тебе должно быть понятно: вся концертная и клубная индустрия более-менее андеграундных концертов держится на тебе лично. В 2016 году на такие концерты стало ходить в среднем в 2 раза меньше людей, чем в 2014 и где-то в 5 раз меньше, чем в 2007. Это нормально, учитывая в какой заднице мы сейчас находимся, но тенденция пугает.

Концерты "за 100 рублей", "за 300 рублей" и прочие йотаспейсы — не более, чем намеренное убийство коммерческого потенциала твоего любимого артиста (а заодно всех, кто "ниже рангом"). На эти деньги невозможно выжить. Нормальная (средневзвешенная) цена на начинающего артиста сейчас 300-500 рублей, средне-популярного российского 600-900, популярного российского 1000-1500, западного — от 2000 и до бесконечности (ну, почти). Увы, 500 рублей за группу, на которую ещё вчера ты ходил бесплатно — объективная реальность, необходимая для выживания группы. Начиная примерно с 1000 рублей начинается реальное развитие (можно позволить себе выбрать инструмент по душе, записать альбом хорошо, съездить в тур и т.п.)

Тем не менее, если ты решил поддержать артиста и прийти на концерт, то поддержи его "по-чесноку", а именно:

— купи билет на концерт (это поддержит или артиста, или клуб, или жанр артиста в выбранном клубе);
— купи любой мерч, который предлагает артист (это 100% вложение в жизнь артиста);
— выпей в баре любой коктейль или какую-то колу. Пусть даже это стоит 300 или 400 рублей. Это наценка за удовольствие наблюдать именно этот концерт хоть где-нибудь! (Да, даже в этой "обрыгаловке", которую по недоразумению называют клубом). А если ты выпьешь два коктейля, то артист станет важным и ему в следующий раз выставят оборудование по райдеру, а звук и шоу будут лучше.

Без этого порядка вся индустрия мелких (и специфических) концертов накроется медным тазом. А без мелких не будет и крупных... Не будет новых крутых музыкантов в России. И так-то очень мало их. Птиц и животных вот в красную книгу заносят, а крутых отечественных музыкантов — нет. А пора бы уже...

Почему мы не бросим этим заниматься? Потому что нам нравится этим заниматься. И мы искренне верим, что это кому-то нужно. И хоть Шнур и написал, что если твоё творчество никому не нужно, то это говно, это ни хрена не правда. Есть огромное количество талантливых музыкантов и вокалистов (часть из них я старательно толкаю в массы), в которых обязательно когда-нибудь должны умереть менеджеры. Помочь им с этим можешь только ты и тех, кого ты "подсадишь" на творчество...

И если ты дочитал до конца и согласен — сделай репост, пусть твои друзья тоже поймут, что если тебе нравится музыка, поддержи её и приходи на концерт!

P.S.
— Что делать, если я живу в такой дыре, что сюда никто не приезжает? А мне очень хочется...
— Если посетитель рублём выберет музыку, а не дискач, то с вероятностью 99% бизнес будет подстраиваться под потребности. Поэтому вариант только один — пропаганда адекватной музыки среди знакомых, самоорганизация нормальных концертов в местных сёлах... ну а дальше — по схеме, которая изложена выше. Как только клуб поймёт, что средний концерт им приносит раза в полтора-два больше денег, чем средний дискач, они будут делать концерты.

Хотя музыка вместо дискача равносильна Хаксли вместо Донцовой, Discovery вместо "Первого", спорту вместо наркотиков... Но всё может быть. Нужно в это верить....

Василий Салий

p.s. От автора: Меня зовут Салий Василий, занимаюсь организацией небольших концертов, ищу работу, на которой могу что-то изменить в этой индустрии.

На этом все!

Я в социальных сетях:



Tags: Интересно, Концерт, Музыка, Шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments