Алексей Соломатин (solomatin) wrote,
Алексей Соломатин
solomatin

Нефть. Бензин. Автомобиль (фоторепортаж)

В этом фоторепортаже я постараюсь ответить на вопросы:
- как добывают и перерабатывают нефть
- как контролируется качество топлива
- почему у нас на АЗС цены на бензин растут, а нефть на бирже падает
- где лучше и безопаснее заправлять свой любимый автомобиль
- почему наш асфальт еще долго не станет таким же качественным, как в Европе




Итак. Две недели назад я проводил опрос, топливом каких АЗС вы пользуетесь чаще всего. Вот так выглядят результаты голосования:



Лукойл победил с незначительным отрывом. На прошлой неделе я посетил нефтяную компанию Лукойл-Пермь. Посмотрел весь цикл добычи, переработки и доставки нефти до потребителя. Узнал много нового и интересного, этим и хочу с вами поделиться.
Вообще, информации много. В основном это цифры. Цифры добычи, переработки, продажи, доли рынка и прочих производственных достижений. Нам это совершенно не интересно. Нам интересен конечный продукт который мы льем в бензобак своего любимого автомобиля и его цена. О цене поговорим позже, сначала посмотрим как добывается нефть.

С разведкой новых месторождений у нас беда. Это касается всех нефтяных компаний. Если раньше тот, кто разведал(читай открыл) новое месторождение, имел приоритет на его разработку, то теперь проводится конкурс на его освоение и далеко не факт, что тот, кто вложил свои деньги в разведывательные мероприятия, будет вести там добычу. Кстати, этот момент тоже косвенно влияет на себестоимость конечного продукта.

Лукойл-Пермь, где я побывал, имеет полный цикл нефтяных работ. Что это значит. Это значит, что они сами ведут геологическую разведку, добычу, переработку и реализацию нефтепродуктов в собственной сети АЗС. Именно полный цикл сводит к минимуму потерю качества конечного продукта, т.к. топливо является показателем деятельности всего предприятия. Это очень важно.

Для начала отправимся на одну из скважин, где ведется добыча. Едем 200 км. от Перми в Осинский район.

1. Все мы знаем как выглядит нефтяная качалка. Есть такое понятие - "куст". Куст скважин – бурение скважины кустовым способом подразумевает, что устья скважин располагаются рядом друг с другом, а их залежи в различных углах разрабатываемого месторождения:


2. Качалки(насосы) создают давление внутри породы, способствующее подъему добываемой жидкости на поверхность для дальнейшей транспортировки по трубопроводу. Глубина скважин может быть разная. Здесь около 1,5 километров:


Скважины могут быть как вертикальные, так и под определенным углом. Лукойл пробурил одну из своих скважин даже горизонтально. Она около двух км. вниз и полутора км. горизонтально. Это было связано с наличием залежей калия в верхнем слое.

Я не оговорился. Добывается именно нефтесодержащая жидкость, которая состоит из нефти, воды и газа. Что касается самих качалок, то вы наверно видели, что не все они постоянно работают. Это связано с давлением в самой скважине. Если добыча ведется достаточно давно, то нужен определенный период времени, чтобы давление само нормализовалось в пласте породы до нужного уровня. На этот период некоторые качалки куста просто отключают, чтобы не работали впустую.
Сами же нефтяные залежи, вопреки нашему бурному воображению, не выглядят как подземные озера нефти. Это пористая порода похожая на губку в порах которой и сосредоточена нефтяная жидкость. Задача нефтяников выжать эту губку предельно эффективно.

3. Сама же добыча из скважины работает полностью в автономном режиме. Постоянное наблюдение не предусмотрено. С определенными интервалами делаются объезды и контролируется работа оборудования. Питание для насосов проложено под землей как и трубопровод, который доставляет добытую жидкость на пункт перекачки нефти:


4. Вот мы и переместились на пункт перекачки нефти:


5. Здесь нефтесодержащая жидкость очищается от примесей. В основном это попутный газ и вода:


Технология сложная. В основном это нагрев и перегон из резервуара в резервуар. Описывать не буду, но на выходе получается именно то, что мы называем нефтью.

6. Раньше попутный газ  сжигали, теперь есть более цивилизованные и эффективные методы его использования. Лукойл-Пермь построила на территории УППН целую электростанцию. При сжигании газа вращается турбина, которая вырабатывает электроэнергию в количестве достаточном для небольшого города:


Тем самым очень огорчив энергетиков, которые поставляли электричество на весь этот нефтяной промысел. Примечательно что эта электростанция построена полностью из отечественных компонентов.

7. С пункта очистки готовая очищенная нефть поступает в пункт передачи, а вот передачи кому...


Я был немного шокирован полученной информацией. Всегда думал, что если предприятие добывает нефть, очищает ее, то и перерабатывать собственную нефть тоже должно оно. Это оказалось не так.
Дело в том, что в РФ существует еще один посредник - Транснефть. Транснефть осуществляет транспортировку нефти по всей территории РФ. Это значит, что даже для собственного нефтеперерабатывающего завода предприятию-добытчику необходимо сдать добытую нефть в систему Транснефти.
У Транснефти очень жесткие приемные требования. Контроль осуществляется в режиме онлайн при сдаче. Проверяется целый ряд соответствий требованиям по химико-физическим показателям.
Именно для этого и создан пункт передачи, напоминающий больше военный объект.

8. Этот кадр сделан с пункта передачи Лукойла, а вот за забором уже территория и емкости Транснефти:



9. Посмотрите какие беспрецедентные меры безопасности. Напоминает государственную границу. Хотя по сути, это и есть государственная граница, т.к. компания Лукойл передает государству свое сырье для дальнейшей транспортировки:


10. На самом пункте передачи все усеяно пломбами. Шаг влево, шаг вправо от приемной нормы грозит остановкой всего цикла добычи. Повторюсь, нормы очень жесткие:


11. Вот она, передаточная труба которая уходит под охраняемым забором и попадает в систему Транснефти:


12. Что-то я все о нефти да о нефти, а показать все не могу ее вам. Вот она:


Ну а мы с вами перемещаемся на следующее предприятие Лукойл-Пермнефтеоргсинтез. Это и есть один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов нашего региона. Именно здесь производят из нефти различные продукты. Перечислю лишь несколько самых известных: бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, битум, кокс, моторные масла, сера и серная кислота(неожиданно). На завод нефть отгружается из системы Транснефти. Непонятно почему нельзя обеспечить собственное производство своей нефтью, но как мы знаем, все что связано с черным золотом жестко контролируется государством.

13. Главный вход-проходная:


14. Территория перед проходной благоустроенна, есть даже клумбы с цветами. Везде чистота:


15. На самом заводе территория напоминает бесконечные катакомбы из труб и различных коммуникаций:


16.


17. ЦПУ - главный пункт управления завода. Здесь, как и в космическом ЦУПе в г. Королев, где управляют полетами в космосе, сосредоточено управление системами нефтепереработки. Мониторы, мониторы и еще раз мониторы на которые выведены все процессы. Каждый сотрудник отвечает за вверенную ему систему контроля:


18. Сюда стекается вся информация о производстве:


19. Еще одно важное место на нефтеперерабатывающем заводе - испытательная лаборатория:


20. Здесь проводятся испытания и осуществляется полный контроль над выпускаемыми продуктами нефтепереработки:


21. Вот один из машинных приборов определяющий октановое число бензина:


22. Машина американского производства, в РФ такие машины не делают. Принцип работы следующий. Заливается эталонное и испытуемое топливо. Запускается двигатель и вычисляется октановое число в сравнении с эталонным:


23. Лаборатория огромна. Все заняты делом:


24. Образцы:


25. Реактивы:


26. Связь:


27. Здесь все настолько серьезно и точно, что даже обычная столовая исключает двусмысленность:


28. Что еще хочется сказать о заводе Лукойл-Пермневтеоргсинтез. Сейчас на территории завода идет активное строительство и ввод в эксплуатацию новых площадей и цехов. С их запуском в 2016 году глубина переработки нефти достигнет 98%, что сделает это предприятие первым в РФ с таким уровнем производительности. Практически безотходное производство:


Рядом с нефтеперерабатывающим заводом расположена нефтебаза Лукойл-Пермнефтепродукт. Именно сюда поступает топливо для дальнейшей отгрузки по сети автозаправочных станций где мы и заправляем свои автомобили. Это один из важнейших пунктов контроля качества. Неправильно выразился. На нефтебазе должна быть обеспечена максимальная безопасность связанная с потерей качества.
Мы уже знаем, что с завода топливо под контролем лаборатории отгружается на нефтебазу, минуя любой человеческий фактор и несанкционированный доступ.

29. Отгружается вот в такие раздельные резервуары:


30. С помощью этой наливной эстакады бензовозы, которые доставляют топливо на АЗС, наполняются нужным продуктом:


31. У каждой марки топлива своя наливная раздатка:


32. Рядом с эстакадой находится цистерна с присадкой для улучшения работы двигателя, которая в автоматическом режиме дозировано подается в нефтевоз при наполнении. После добавления присадки топливо получает приставку ЭКТО. Топливо с приставкой ЭКТО не только улучшает показатели производительности двигателя, но и продлевает ему жизнь:


Важный момент. С 2005 года все дизельное топливо, производимое компанией Лукойл, соответствует экологическим показателям ЕВРО 5, а с 2012 года и бензин производится по этим же нормативами. Это очень жесткий экологический норматив.

33. Начальник нефтебазы с громкой фамилией Звездин произвел на меня самое положительное впечатление. Даже высокое главное руководство Лукойла на пресс-конференции не убедило меня так, как этот человек. Может его повысят в должности после этого поста?


34. Ну а мы вернемся к доставке бензина на АЗС. Автоцистерна имеет четыре раздельные секции для перевозки разных видов топлива. Соответственно сверху у нее четыре заправочных люка и столько же кранов для выгрузки:


35. Для того, чтобы исключить доступ к топливу, цистерна пломбируется. Зеленая пломба для работников отгрузки, красная для охраны:


36. Номера пломб заносятся в специальную сопроводительную карту, которая следует до АЗС:


37. В операторской нефтебазы в режиме реального времени за погрузкой топлива следят диспетчеры:


38.


После нефтебазы автоцистерна доставляет топливо на АЗС. Там его перекачивают в специальные емкости для заправки через колонки. Существует система контроля АЗС за качеством топлива. Внезапные проверки, отбор проб с отправкой в лабораторию и прочие мероприятия, исключающие возможность воровства и снижения качества.

Завершаю пост о Лукойле пресс-конференцией, которую дали руководители трех главных структур.

39. Главный офис Лукойл-Пермь:


40. Справа налево: Пресс-служба Алексей Зорин, Генеральный директор Лукойл-Пермь Третьяков Олег Владимирович, директор Лукойл-Пермнефтеоргсинтез(нефтепереработка) Анисимов Василий Иванович и деректор Лукойл-Пермнефтепродукт(АЗС) Гаврильц Андрей Иванович:


По итогам пресс-конференции для себя отметил, что руководители абсолютно уверенно владеют всей информацией о своих подразделениях. На столе не было бумажек и "шпаргалок", а вопросы задавали совершенно разные по сложности. Никто с журналистами не согласовывал, что они будут спрашивать и уж тем более не давали никаких рекомендаций.

Какие выводы. Для себя отметил несколько интересных фактов.
- теперь я совершенно уверенно, без всякого страха о качестве бензина буду спокойно заправлять свой автомобиль на АЗС Лукойла.
- система скидок, поощрения клиентов Лукойла требует доработки. Мне не нравится как они разработали эту систему лояльности. Если в двух словах, их карты завязаны на банковских картах банка-партнера, где при покупке начисляются бонусы, которые можно обменять на топливо. Неужели трудно сделать накопительную скидку? Просто бонусную карту как у конкурентов?
- цены на российском рынке топлива в очень малой степени связаны с торгами нефти на бирже за доллары. Подробности об этом в моем обзоре читайте здесь

Ну и последнее:
- все мы знаем, что для производства асфальта основным компонентом является битум. Лукойл-Пермнефтеоргсинтез сворачивает производство высококачественного битума из-за отсутствия спроса. Удивительно? Оказывается, производители асфальта просто перестали покупать качественный битум и вместо него используют более дешевое сырье, которое при добавлении определенных присадок выполняет связующую функцию. Наши госзакупки ориентируются на самое низкое предложение по стоимости, это и обеспечивает победу в конкурсах, но... качество этого асфальта оставляет желать лучшего. Естественно, этот асфальт расползается через определенное время. Таким образом, ремонт дорог у нас ведется вечно, что обеспечивает работой дорожные службы и выделение денег из бюджета. Ну а производство качественных материалов сворачивается за отсутствием спроса.
Таки вот дела.

На этом все!

Подписаться на обновления этого ЖЖ . Обещаю много интересных путешествий!

Напоминаю, что в самом разгаре прием фотографий в наш фотоконкурс. У вас появилась возможность получить абсолютно бесплатно свою фотографию из путешествия оформленную в красивый багет. Подробности и условия участия здесь или кликните по картине:


Если у вас есть любимая фотография в цифровом виде и вы хотели бы ею украсить свой дом, офис или другое помещение,предлагаем воспользоваться услугами нашей бегетной мастерской.
Отправьте файл на адрес info@solomatin.su и укажите ваши контактные данные. Мы с вами свяжемся, подберем нужный материал для печати, подберем онлайн багет, согласуем его с вами и обсудим стоимость.
После вашего согласия мы изготовим фотокартину, надежно упакуем ее и отправим на любой почтовый адрес РФ.




Другие мои путешествия, планы, мысли и фоторепортажи:
Австрия, Великобритания, Германия, Доминиканская республика, Египет, Израиль, Ирландия, Исландия, Италия, Кипр, Латвия, Мальдивские острова, Мексика, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Португалия, о.Тайвань, Франция, Чехия, Швейцария, Шотландия

Приглашаю в свои аккаунты Фэйсбук и ВКонтакте.

Добавить в друзья этот ЖЖ | Я в Фэйсбуке, ВКонтакте, Инстаграме Добавляйтесь!)




Tags: Бензин, Лукойл, Фоторепортаж
Subscribe

Posts from This Journal “Фоторепортаж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments